программа воспитания 5 класс на 2021-2022 уч. год

ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ
(2021-2022 учебный год, 5 класс)

Пояснительная записка
Говоря о воспитании, мы говорим о нашем будущем,
о том, куда движется наша система образования.
Воспитание теперь – стратегический национальный приоритет.
Денис Грибов,
заместитель Министра просвещения Российской Федерации
Настоящая программа воспитания разработана на основании №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г.,
№304-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" по вопросам воспитания обучающихся" от
31.07.2020, Примерной программы воспитания
Воспитание – один из сложнейших социальных процессов, взаимодействия и сотрудничества взрослых и детей. Роль школы остается
неизменной и крайне важной. Школа обучающая и школа воспитывающая разрешает множество проблем: недостаточно высокий уровень
культуры человеческого общения, объективно узкий спектр воспитательных услуг школы, разные подходы в семейном воспитании. Решение
этих проблем начинается с осознания современных целей воспитания: «Воспитание человека культуры: гуманной, духовной, творческой,
свободной личности, способной к самоопределению». Это сверхцель. Вместе с тем определяются конкретные, реально достижимые цели,
которые формулируются так: «Воспитание интеллектуально развитой, творческой личности, способной к самоопределению и саморазвитию».
Таким образом, в воспитательном процессе взаимодействуют два начала: момент самореализации личности и момент ее социализации,
т. е. такие отношения, которые способствовали бы максимальному раскрытию творческого потенциала.
Средний школьный возраст - самый благоприятный для творческого развития. В этом возрасте учащимся нравится решать проблемные
ситуации, находить сходство и различие, определять причину и следствие. Ребятам интересны внеклассные мероприятия, в ходе которых
можно высказать свое мнение и суждение. Самому решать проблему, участвовать в дискуссии, отстаивать и доказывать свою правоту.
Исследования внутреннего мира подростков показывают, что одной из самых главных моральных проблем среднего школьного возраста
является несогласованность убеждений, нравственных идей и понятий с поступками, действиями, поведением. Система оценочных суждений,
нравственных идеалов неустойчива. Трудности жизненного плана, семейные проблемы, влияние друзей могут вызвать у ребят сложности в
развитии и становлении. Работа классного руководителя должна быть направлена на формирование нравственного опыта, развитие системы
справедливых оценочных суждений.
1

Программа воспитания 5 класса Б представляет модель воспитательной работы классного руководителя с учащимися, обозначает цель
воспитательной деятельности, конкретизирует ее в задачах по определенным направлениям, на основе данных психологических и
социологических тестов, с учетом возрастных особенностей учащихся класса, социальной ситуации и запросов родителей и общественности,
направлена на решение проблем гармоничного вхождения школьников в социальный мир и налаживания ответственных взаимоотношений с
окружающими их людьми.
В центре программы воспитания в соответствии с ФГОС общего образования находится личностное развитие обучающихся,
формирование у них системных знаний о различных аспектах развития России и мира. Одним из результатов реализации программы станет
приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, правилам и нормам поведения в российском обществе.
Программа призвана обеспечить достижение учащимися личностных результатов, указанных во ФГОС: формирование у обучающихся основ
российской идентичности; готовность обучающихся к саморазвитию; мотивацию к познанию и обучению; ценностные установки и социальнозначимые качества личности; активное участие в социально-значимой деятельности.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ
Современный национальный идеал личности, воспитанной в новой российской общеобразовательной школе, – это высоконравственный,
творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающей ответственность за настоящее и
будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.
Исходя из этого воспитательного идеала, а также основываясь на базовых для нашего общества ценностях (таких как семья, труд,
Отечество, природа, мир, знания, культура, здоровье, человек), определена следующая цель воспитания – личностное развитие школьников,
проявляющееся:
1) в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало на основе этих ценностей (то есть, в усвоении ими социально
значимых знаний);
2) в развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям (то есть в развитии их социально значимых отношений);
3) в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта применения сформированных знаний и отношений на
практике (то есть в приобретении ими опыта осуществления социально значимых дел).
Данная цель ориентирована не на обеспечение соответствия личности ребенка единому стандарту, а на обеспечение позитивной
динамики развития его личности. В связи с этим важно сочетать усилия педагогов по развитию личности ребенка и усилий самого ребенка по
своему саморазвитию. Следовательно, их сотрудничество, партнерские отношения являются важным фактором успеха в достижении цели.
Целевым приоритетом в воспитании детей является создание благоприятных условий для развития социально значимых отношений
школьников, и, прежде всего, ценностных отношений:
- к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья;
- к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его успешного профессионального
самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне;
- к своему Отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая
завещана ему предками и которую нужно оберегать;
- к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со
стороны человека;
2

- к миру как главному принципу человеческого общежития, условию крепкой дружбы, налаживания отношений с коллегами по работе в
будущем и создания благоприятного микроклимата в своей собственной семье;
- к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного
учебного труда;
- к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни, которое
дают ему чтение, музыка, искусство, театр, творческое самовыражение;
- к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего настроения и оптимистичного взгляда на мир;
- к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо
выстраивать доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку радость общения и позволяющие избегать чувства
одиночества;
- к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное
будущее.
Данный ценностный аспект человеческой жизни чрезвычайно важен для личностного развития школьника, так как именно ценности
во многом определяют его жизненные цели, его поступки, его повседневную жизнь. Выделение данного приоритета в воспитании школьников
связано с особенностями детей подросткового возраста: с их стремлением утвердить себя как личность в системе отношений,
свойственных взрослому миру. В этом возрасте особую значимость для детей приобретает становление их собственной жизненной позиции,
собственных ценностных ориентаций. Подростковый возраст – наиболее удачный возраст для развития социально значимых отношений
школьников.
Достижению поставленной цели воспитания школьников будет способствовать решение следующих основных задач:
1) реализовывать воспитательные возможности общешкольных ключевых дел, поддерживать традиции их коллективного
планирования, организации, проведения и анализа в школьном сообществе;
2) реализовывать потенциал классного руководства в воспитании школьников, поддерживать активное участие классных сообществ в
жизни школы;
3) вовлекать школьников в кружки, секции, клубы, студии и иные объединения, работающие по школьным программам внеурочной
деятельности, реализовывать их воспитательные возможности;
4) использовать в воспитании детей возможности школьного урока, поддерживать использование на уроках интерактивных форм
занятий с учащимися;
5) инициировать и поддерживать ученическое самоуправление – как на уровне школы, так и на уровне классных сообществ;
6) поддерживать деятельность функционирующих на базе школы детских общественных объединений и организаций;
7) организовывать для школьников экскурсии, экспедиции, походы и реализовывать их воспитательный потенциал;
8) организовывать профориентационную работу со школьниками;
9) организовать работу школьных медиа, реализовывать их воспитательный потенциал;
10) развивать предметно-эстетическую среду школы и реализовывать ее воспитательные возможности;
11) организовать работу с семьями школьников, их родителями или законными представителями, направленную на совместное
решение проблем личностного развития детей.
3

Планомерная реализация поставленных задач позволит организовать в классе интересную и событийно насыщенную жизнь детей и
педагогов, что станет эффективным способом профилактики антисоциального поведения школьников.
ВИДЫ, ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках направлений воспитательной работы школы (в
соответствующем модуле):
1. Классное руководство и наставничество
2. Школьный урок
3. Профориентация
4. Самоуправление
5. Работа с родителями
6. Курсы внеурочной деятельности и дополнительного образования
7. Ключевые общешкольные дела
8. Экология
9. Школьные и социальные медиа
10. Детские общественные объединения
11. Волонтерство
12. Профилактика социально-негативных явлений

Календарно-тематический план на 2020-2021 учебный год
Модули воспитательной работы
месяц

Классное руководство и наставничество

Школьный урок

Профориентация

Самоуправление

Работа с
родителями

Курсы
внеурочной
деятельности и
дополнительного
образования

4

Сентябрь

Период адаптация 5-классников.
Работа с документацией классного
руководителя, подготовка списков по
форме (по требованию)
Контроль обеспеченности УМК, рабочими
тетрадями, школьными
принадлежностями.
Организация питания школьников, в т.ч.
льготного
Классный час «День Знаний» (знакомство с
классом, онлайн-знакомство с учителямипредметниками, знакомство с едиными
требованиями к организации
образовательного процесса, сюрпризный
момент)
Классный час - беседа о единых
требованиях к одежде обучающихся, о
правилах поведения в школе, о требованиях
ТБ

Индивидуальная
работа с
предметниками.
онлайн-общение,
индивидуальное
общение учителейпредметников с
родителями

Запись в кружки и
секции (учреждения
дополнительного
образования поселка)
Участие в школьном
этапе ВОШ

Выборы в
классное
самоуправление
Работа
классного
самоуправления

Диагностика
школьного
психолога,
социального
педагога

День знаний
«День солидарности
в борьбе с
терроризмом»

Экология

Экологическая акция
«Школьная
территория –
территория
чистоты»

1. ОДНКНР
2. ОФП

Выборы
родительского
комитета,
организация работы
родительского
комитета.
Оформление
социального
паспорта класса и
школы
Работа с семьями
детей «группы
риска»

Работа с детьми «группы риска»

Ключевые
общешкольные
дела

Обеспеченность
УМК, рабочими
тетрадями,
школьными
принадлежностями.
Организация
питания, в том
числе льготного.
Организационное
родительское
собрание (в режиме
онлайн)

Школьные и
социальные медиа
Фотосъемка
классных
мероприятий

Детские
общественные
объединения
Участие в проектах
РДШ: «Детский
онлайн - фестиваль
моделей военной
техники»

Волонтерство

Онлайнконсультации в
родительском чате
Профилактика
социальнонегативных
явлений
Работа с семьями
ТСЖ, СОП

5

(3 сентября)
Неделя безопасности
(профилактика
преступлений,
правонарушений,
безнадзорности,
проведение
инструктажей по
ТБ, ППБ и ПДД,
безопасное поведение
при ЧС, уроки
медиабезопасности
школьников)
(2-11 сентября)

Всероссийский
экологический
субботник

Школьный
фотоконкурс
«Победный
урожай!»

октябрь

Классное руководство и наставничество
Классные
часы,
посвященные
гражданской обороны
(2 октября)

Дню

Школьный урок

Мероприятия,
посвященные
Международному
дню школьных
Час поэзии «Без России не было б меня…», библиотек
посвященный 125-летию со дня рождения С. (26 октября - дата
Есенина
для 2020 года)

Профориентация
Участие в школьном
этапе ВОШ

Самоуправление
Акция «Поздравь
своего учителя»
(5 октября)

Работа с
родителями
Индивидуальные
беседы с
родителями
слабомотивированных детей,
классные
родительские
6

(29 октября)

Ключевые
общешкольные
дела
Акция «Поздравь
своего учителя»
(поздравления ко
Дню учителя)
(5 октября)
1-11 классы
«Посвящение в
пятиклассники»
5 классы

Экология

Школьные и
социальные медиа

Детские
общественные
объединения

Всероссийский урок
«Экология и
энергосбережение» в
рамках
Всероссийского
фестиваля «Вместе
ярче
(16 октября)

Фотосъемка
классных
мероприятий
Фотоконкурс «Быть
здоровым – это
модно!»

Участие в 1
(школьном) этапе
Всероссийских
соревнований по
русскому силомеру
«Сила РДШ»
2-10 классы

Волонтерство

собрания
Индивидуальные
беседы «Проблемы
адаптации»
Профилактика
социальнонегативных
явлений
Классные часы,
направленные на
пропаганду и
формирование
здорового образа
жизни
подрастающего
поколения
(профилактика
табакокурения,
вейпинга).
Профилактика
Буллинга
1-11 классы
Всероссийский урок
безопасности в сети
Интернет
(28-30 октября)
отв. соц. педагог
1-11 классы

ноябрь

Классное руководство и наставничество
Классный час «Посвящение в
пятиклассники»
Классные часы, посвященные
Дню Народного единства (4 ноября),
Международному дню толерантности (16

Школьный урок
Посещение классным
руководителем
уроков в классе

Профориентация
Час психолога
(диагностика по
определению
профессионального
самоопределения)

Самоуправление
Работа в
соответствии с
обязанностями

Работа с
родителями семей
ТЖС
Работа с
родителями
Онлайн-собрание
«Учись учиться»
Беседы с
родителями по ЗОЖ,
профилактике
7

ноября)
«Час истории», посвященный 290-летию со
Дня рождения А.В. Суворова
(24 ноября)
Классный час «Поздравим одноклассников с
Днем рождения!»
Игра «Знаешь ли ты этикет?»
Классный час «Поговорим о здоровье»
Ключевые
общешкольные
дела

Экология

Школьные и
социальные медиа

Классный час «О
чудесных
лекарствах,
которые не найти в
аптеке»

Проект «Восславим
женщину-мать, чья
любовь не знает
преград»,
посвященный Дню
матери
(фотоколлаж)
(26 ноября)

Участие в акциях и
проектах РДШ

Классное руководство и наставничество

Школьный урок

Профориентация

Страницы истории, посвященные Дню
Неизвестного Солдата, Дню Героев
Отечества (250 лет со Дня победы
русского флота над турецким в Чесменском
сражении, 640 лет со дня победы в
Куликовской битве,230 лет со Дня Взятия
крепости Измаил.)
Информационный час «12 декабря – День
Конституции»
Ключевые
Экология
общешкольные
дела

Посещение классным
руководителем
уроков в классе

Проект «Портфолио
выходного дня»
(«Мир вокруг нас»)
Конкурс творческих
работ «Профессии
наших родителей»

Новогодний карнавал

Видео-, фотосъемка

Познавательная
игра
«Путешествие в
страну
Безопасности»

декабрь

Классный час
«Портфель моих
достижений» (о
правилах ведения
портфолио)
Самопрезентация
«Мир моих
увлечений»

Экологическая акция

Детские
общественные
объединения

вредных привычек,
буллинга на
родительских
собраниях
Индивидуальные
беседы с
родителями

Волонтерство

Акция «День
добрых дел»

Самоуправление
Старт проекта
«Сказки Деда
Мороза»

Профилактика
социальнонегативных
явлений
Неделя
профилактики
правонарушений
«Проступок и
преступление»
отв. социальный
педагог

Работа с
родителями
Педагогическое
просвещение
родителей по
вопросам
воспитания детей
Индивидуальные
беседы

Школьные и
социальные медиа

Детские
общественные
объединения
Участие в акциях и

Волонтерство

Акция «Время

Профилактика
социальнонегативных
явлений
Неделя правовых
8

январь

«Альтернативная
елка»

проектах РДШ

знаний
отв. социальный
педагог

Самоуправление

Работа с
родителями
Приглашение на
классные часы
родителейвыпускников школы

Школьный урок

Страницы истории «Блокадный Ленинград»
(27 января)

Школьный этап
научнопрактической
конференции
«Шаг в будущее»
Посещение классным
руководителем
уроков в классе
Школьные и
социальные медиа

Классный час
«Встречи с людьми
интересных
профессий»

Детские
общественные
объединения

Волонтерство

Медиа-проект
«За честь школы…»

Участие во 2 этапе
(региональном)
этапе Всероссийских
соревнований по
русскому силомеру
«Сила РДШ»
2-10 классы
Участие в акциях
РДШ
Профориентация

Тематические
классные часы о
добровольчестве
«Теплым словом,
добрым делом»

Самоуправление

Участие в онлайнуроках финансовой
грамотности

Работа в
соответствии с
обязанностями

Ключевые
общешкольные
дела

Экология

Фотоконкурс «Окно
в природу»

Классное руководство и наставничество

Школьный урок

Уроки мужества, посвященные Дню
защитника Отечества
Конкурс рисунков военного мундира
Классный час «Поздравим одноклассников с
Днем рождения!»

Викторины,
посвященные
Международному
Дню родного языка
(21 февраля)
Школьный тур
конкурса «Живая
классика»
Посещение классным

Профориентация

чудес»

Классное руководство и наставничество

Праздник
«За честь школы».
( мероприятия по
плану)

февраль

классных
мероприятий

Работа в
соответствии с
обязанностями

Профилактика
социальнонегативных
явлений
Детский телефон
доверия (классные
часы с показом
видеороликов)
Совет
профилактики
Работа с
родителями
Классные
родительские
собрания

9

Ключевые
общешкольные
дела

Экология

март

Фестиваль
Проект
«Сагаалган – месяц
«Международный
добрых традиций»
день китов» (19)
Спортивные
праздники
«Буду Родине
служить»
Классное руководство и наставничество

руководителем
уроков в классе
Школьные и
социальные медиа

Детские
общественные
объединения

Видео-, фотосъемка
классных
мероприятий

Агитбригада отряда
ЮИД

Школьный урок

Профориентация

Исторические
беседы-презентации, Мероприятия по
посвященные Дню воссоединения России и плану библиотеки
Крыма (18 марта)
Всероссийская
неделя детской и
юношеской книги
(23-29 марта)
Посещение классным
руководителем
уроков в классе
Ключевые
Экология
Школьные и
общешкольные
социальные медиа
дела

Месячник
профориентационной
работымероприятия по
плану:
Познавательный
КВЕСТ
«Книга профессий»

Праздничные
программы в
классах,
посвященные
Международному
женскому дню

Участие в акциях
и проектах РДШ

Старт
экологической акции
«Цвети, мой
школьный сад»
Познавательные
викторины,
посвященные Дню
Земли.
«Всемирный день
сна» (21)
«Всемирный день
воды» (22)

Видео-, фотосъемка
классных
мероприятий

Детские
общественные
объединения

Волонтерство

Профилактика
социальнонегативных
явлений
Беседы с
инспекторами
ГИБДД, МЧС, ПДН

Самоуправление

Работа с
родителями
Работа с
родителями по
организации летнего
отдыха детей

Рейд по проверке
сохранности
учебников
Работа в
соответствии с
обязанностями
Волонтерство

Акция
«Выздоравливай с
книгой» (передача
книг в
медучреждения
поселка)

Классные
родительские
собрания
Профилактика
социальнонегативных
явлений
Уроки здоровья
«100 советов для
здоровья»
отв. социальный
педагог
Посещение семей
СОП

10

апрель

Классное руководство и наставничество

Школьный урок

Профориентация

Гагаринский урок
«Космос – это мы!», посвященный 60-летию
полета Ю.А. Гагарина
Тематический урок ОБЖ, посвященный Дню
пожарной охраны (30 апреля)

Посещение классным
руководителем
уроков в классе

Тренинг «»Хочу»,
«могу» и «надо» при
выборе профессии»

Ключевые
общешкольные
дела

Экология

Игра-соревнование
«Безопасное колесо –
2021»

ХХ Районная
экологическая
конференция
5-11 классы
«Международный
день птиц» (1)
«Всемирный день
здоровья» (1)
«День Земли» (22)
Классное руководство и наставничество

май

Классные часы, посвященные Победе в ВОВ
Инструктаж «Безопасное лето -2021»
Классный час «Поздравим одноклассников с
Днем рождения!»
Ключевые
общешкольные
дела
Концерт военной и
патриотической
песни «Это день мы
приближали, как

Экология

Весенние работы в
саду
Благоустройство
школьной

Школьные и
социальные медиа
Медиа - проект
«С любовью к
природе»

Детские
общественные
объединения
Участие в акциях
и проектах РДШ

Школьный урок

Профориентация

Уроки славянской
письменности и
культуры (24 мая)
1-10 классы
Посещение классным
руководителем
уроков в классе
Школьные и
социальные медиа

Классные час «Герои
моей семьи»

Видео-, фотосъемка
классных
мероприятий

Участие в акциях
и проектах РДШ

Детские
общественные
объединения

Самоуправление
Работа в
соответствии с
обязанностями

Волонтерство

«Всероссийская
неделя добра» участие в акциях
школы и района

Самоуправление
Работа в
соответствии с
обязанностями

Волонтерство

Акция «Чистый
поселок, чистая
школа»

Работа с
родителями
Педагогическое
просвещение
родителей по
вопросам
воспитания детей
Индивидуальные
беседы
Профилактика
социальнонегативных
явлений
Всероссийский День
Здоровья
Методические
рекомендации по
«Здоровому образу
жизни и здоровому
питанию»
(игры, классные
часы)
Работа с
родителями
Итоговые
родительские
собрания

Профилактика
социальнонегативных
явлений
Индивидуальные
беседы

11

могли»

территории

Итоговый классный
час

12


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8(903)-499-34-95

Внимание

Перейти в раздел
Дистанционное обучение.

Перейти